Консультации
врачей онлайн
Задать вопрос врачу

Что запрещает "Клятва Гиппократа"?


Гиппократ "Клятва", одно из самых известных сочинений основоположника медицины, греческого врача Гиппократа, жившего в V веке до нашей эры, в академическом изложении звучит так:


1. Клянусь врачом Аполлоном, Асклепием [его сыном], Гигиеей и Панацеей [его внучками], а также всеми богами и богинями, делая их свидетелями, исполнять по силам и разумению моему данную клятву и письменное обязательство.


Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и все прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому.


2. Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости.


3. Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария.


4. Чисто и свято я буду проводить свою жизнь и свое искусство.


5. Я не буду производить камнесечения, предоставив это людям, занимающимся таковым [т.е. хирургам].


6. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больных, будучи далек от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, как свободными, так и рабами.


7. Что бы при лечении, а также и вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая все это постыдным для разглашения.


8. Мне, исполняющему и не нарушающему клятву, да будет счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.


Как видим, суть "Клятвы Гиппократа" в отношении пациентов сводится лишь к одному: не вреди. Никаких других обязательств, никакого постоянного "долга", о котором часто говорят люди, не связанные с медициной, и в особенности журналисты, обсуждая деятельность врача и подразумевая, что этот гипотетический долг медицинские работники обязаны возвращать постоянным безвозмездным трудом. Знаменитая Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации 1948 г. звучит более современно, но смысл ее тот же, что и у "Клятвы" (за исключением пункта 3).


Вообще, кто кому больше нужен: пациент врачу или врач пациенту? Ведь доктор, в конце концов, может наняться дворником - и будет зарабатывать больше, чем в системе государственного здравоохранения. Почему доктор в свободное от службы в органах здравоохранения время не может использовать свои личные знания и личный опыт в личных же целях, как это делают люди всех других профессий? Знания и опыт ведь не пассивно попадают в голову с вдыхаемым воздухом, а врачевание вовсе не та область, в отношении которой можно сказать: "Здесь всякий может, если поднажать".


В Св. Писании, кстати, это звучит так: "Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим" (К Галатам 6, 6). Медицина - занятие уважаемое и, следуя странной логике, у нас поэтому низкооплачиваемое, как и две другие многоуважаемые профессии (современник Гиппократа философ Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил, что "самое трудное - учить людей, лечить людей и судить людей").


к.м.н. Владимир Василенко