Консультации
врачей онлайн
Задать вопрос врачу

О "бесконечной, вечной и мудрой┘"

Разумеется, совсем не обязательно всерьез воспринимать слова старого доброго Рональда Руэла Т., утверждавшего, что все сущее на Земле родилось из Музыки Айнуров. Вряд ли выдержат лобовое столкновение с махровым скепсисом и уверения древнего автора Апокалипсиса в том, что столь дорогое нам безобразие, именуемое цивилизацией, закончит свое существование не в гробовой тишине, а под музыку сводного духового оркестра небожителей. Но невозможно отрицать, что музыка - самая разная - входит в жизнь большинства наших современников еще до их рождения, сопровождает неотступно в течение всей жизни и даже, как это ни грустно - провожает туда, откуда возвратиться довольно трудно.


Немудрено, что вопрос о влиянии удивительных, магических, гармоничных или не очень комбинаций из звуковых волн определенных характеристик на живые организмы волнует естествоиспытателей с давних пор. Так же, как и вопросы другие, не менее фундаментальные. Что есть музыка и откуда у нас возможности (и потребности) к ее восприятию? Чтобы не забрести в непролазные рассужденческие дебри, лучше оставить в стороне тезис о том, как благодаря врожденной "музыкальности" наши пращуры на заре человеческой эволюции овладели речью. Не стоит, наверное, затрагивать и другой провокационный вопрос: а что именно заставляет человека разумного складывать эти самые комбинации из звуков и тональностей, которые мы называем музыкой? Лучше оттолкнуться от простых аксиом: музыка как культурологический феномен существует, и давно; музыка чрезвычайно широко распространена, отличается небывалым разнообразием и постоянно развивается дальше.


Не открою Америки, если скажу, что музыка - это язык. Вполне возможно, что этот язык "понятен" не только определенным аналитическим структурам коры головного мозга человека, но и многим другим живым клеткам. По крайней мере, некоторые аспекты гипотетической волновой структуры генома оставляют "лазейку" для этого предположения. Пока что преждевременно приписывать что-либо "научнообоснованное" именно этим взаимоотношениям музыки и живого. Вполне достаточно и факта, очевидного любому человеку: в высших отделах нашей центральной нервной системы звучащая музыка способна провоцировать грандиознейшую игру ассоциаций, извлекаемых из глубин памяти. Эти ассоциации составляют прелюбопытные картины и дискретные сюжеты, весьма богато наполненные "высокой" информацией - что-то вроде музыкальных клипов, если утрировать. Красочные и сильные эмоциональные переживания, которые в это время испытывает "сам-себе-клипмейкер-и-зритель-в-одном-лице" и составляют для миллиардов землян главную ценность музыки - иначе бы последней никогда не удалось занять столь высокое место в системе общечеловеческих культурных ценностей.


Не секрет, что музыку вполне можно использовать в качестве средства восстанавливающего (практически - лечебного). Особенно - когда довелось пережить стресс. Еще бы - музыка, сделанная талантливо (или, на худой конец, тесно ассоциирующаяся с приятными воспоминаниями) способна не просто несколько отвлечь от недружественных реалий, но и "переместить" человека в лучшие моменты его жизни. Такой виртуальный уход от неприятной действительности дает время на восстановление и "самоутрясание" проблемы - точнее, ее отражения в нашем сознании. Немудрено, что музыка как "антистрессовое лекарство" была популярна всегда, однако, цифры, полученные в ходе глобального исследования, известного как "Global 2000 Consumer Study" не могут не впечатлить.


В распоряжение экспертов поступили результаты опроса 30 тысяч человек, проживающих в 30 странах мира - и оказалось, что музыку в качестве противострессового средства используют 56% опрошенных. Музыка оказалась лидером - "обойдя" такие признанных "докторов", как просмотр телепрограмм, чтение, прогулки, физические упражнения, прием медикаментов, алкоголя и наркотиков, общение с друзьями (по телефону и "очное"), помощь психотерапевта, секс и медидативные техники. По мнению ученых, результаты опроса можно смело экстраполировать на 1,49 млрд. человек - т.е. четверть населения планеты. Цифра более, чем просто оптимистичная для тех, кто серьезно занят в музыкальном бизнесе.


В последнее время много говорят о положительном влиянии хорошей музыки на становление ментальности и интеллектуальности человека. Кто из нас не слышал хотя бы вскользь о том, что дети "должны слушать классическую музыку"? О благотворном эффекте музыки любил повторять адепт "раннего воспитания" и известнейший бизнесмен Масару Ибука, да и не только он. Профессор Джон Флор, например, полагает (не без оснований), что регулярное "потчевание" малышей бессмертными творениями Моцарта и Бетховена улучшает интеллектуальное развитие детей. А передовые отечественные педиатры еще несколько лет назад хорошо отзывались о┘ лечебном эффекте специальных аудиопрограмм, составленных из отрывков произведений тех же Моцарта и Бетховена (а также Гайдна, Баха и других великих классиков) - прослушивание этих программ объективно улучшало состояние новорожденных детей, страдающих от перинатального поражения ЦНС.


Более того, как уже говорилось выше, музыка играет какую-то (возможно - весьма важную роль) в жизни человека, еще не рожденного. В общем-то, об этом наверняка подозревают миллионы женщин, ставшие матерями - многие из них замечали, что в ответ на музыку плод частенько усиливает свою двигательную активность. Но, как известно, отношение к догадкам одно, а к фактам - совсем другое. Недавнее исследование, проведенное учеными из Ноттингемского и Оксфордского Университетов, показало, что звучащая музыка достоверно увеличивает функциональную активность височных долей головного мозга внутриутробных плодов. Это было подтверждено при использовании функционального магниторезонансного исследования мозга малышей, находящихся в матке. И это не просто констатация того, что плод способен слышать - это уже похоже на то, что плод способен слушать. Пока ученые обсуждают перспективы использования попавшей в их руки научной "находки", самое время еще раз напомнить - не надо "жалеть" для своего малыша хорошей музыки: начиная с 16-й недели беременности будущим мамам и папам следует петь, музицировать и "крутить" CD c музыкой, достойной войти в "золотой фонд" человеческой культуры. И не важно, в каком веке жил ее создатель - главное, чтобы нерожденный еще малыш получил что-то стоящее в качестве компенсации за непрошенное (и трудно лимитируемое) вторжение в его мир эстетически убогонькой музыкальной попсы.


Что ж, музыка - это действительно язык. Возможно, такой же "великий и могучий", как и исторически сложившиеся "инструменты" второй сигнальной системы Человека Разумного. Как ни горестно это признавать, но утверждение "язык твой - враг твой" справедливо и для проявлений феномена современной музыки: об этом свидетельствуют выводы специалистов британского Royal National Institute for Deaf People. По мнению исследователей, почти половина молодых людей, жалующихся на снижение слуха, пострадали в результате регулярной экспозиции чрезмерно громкой музыки. В большинстве дискотек и клубов (не говоря уже о "стадионных" и прочих массовых концертах) уровень шумового воздействия превышает все допустимые нормы - доходя до 120 дБ и выше. В то время, как "звуковая атака" даже в 70-85 дБ уже представляют собой определенную опасность для слухового анализатора человека. В сотый раз можно повторить, что о вкусах не спорят, и каждый выбирает "свою", пусть даже несколько экстремальную стилистику жизни - особенно это свойственно людям молодым. Но делать это желательно в соответствии с инструкцией классика советской литературы - "чтобы не было мучительно больно┘"


Конечно же, одной заметкой невозможно охватить даже малой части того, что можно сказать о музыке. Да и не было такой задачи. Просто такое обилие новостей, посвященных музыке и ее влиянию на организм человека буквально требует "текущих комментариев" - ибо кто знает, какие еще известия о Ее Величестве Музыке принесет нам ни на минуту не останавливающийся процесс познания?


Сергей Гончар