Консультации
врачей онлайн
Задать вопрос врачу

Эргономика должна быть эргономной

Безопасность монитора регламентируется массой стандартов. Имена TCO и MPRII широкоизвестны и покупая монитор мы отдаем предпочтение изделию с знакомым логотипом на упаковке. Однако жесткие требования к эргономичности видеодисплея решают лишь часть проблемы сохранения здоровья при работе с компьютером.


Человек, для которого ПК является основным "орудием производства", с точки зрения гигиенической науки относится к категории работников "умственного" труда. Он не занимается перемещением тяжестей, не вдыхает угольную пыль и продукты органического синтеза, не обезвоживается у мартеновской печи. Однако он, также как и работники труда "физического", подвергается воздействию вредных факторов, которые обусловлены спецификой производственного процесса. Длительная фиксация вгляда на плоскости монитора, электромагнитные поля, нефизиологичное положение кистей рук на клавиатуре - все это издержки интенсивного "юзания" персоналки. Но главный бич беззаботного пользователя - гипокинезия, или по-русски малоподвижность, обогатившая лексику обитателей офисов "популярными" медицинскими терминами: остеохондроз позвоночника, ожирение, геморрой. Риск всех этих заболеваний стремительно возрастает при снижении уровня физической активности, характерного для "сидячего" образа жизни. А недавнее исследование ученых из Harvard University's School of Public Health, что в Бостоне, убедительно показало, что гипокинезия является фактором риска еще и в развитии сахарного диабета.


Медиками давно разработаны "комплексные мероприятия" и жесткие гигиенические требования, позволяющие минимизировать разнообразные производственные вредности. Эти требования носят название санитарных правил и норм. В 1996 году Государственный комитет санэпиднадзора утвердил "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организации работы". Этот документ содержит массу полезных рекомендаций для пользователей компьютеров. Впрочем, чтение нормативного акта - занятие малоприятное, поэтому ниже изложены некоторые положения этого документа.


Требования к помещениям


Санитарные нормы предписывают наличие естественного и искусственного освещения. Расположение рабочих мест в подвальных помещениях не допускается. Наиболее оптимальная ориентация окон - на север или северо-восток. Офисная площадь на одно рабочее место должна составлять не менее 6 кв.м, а объем - не менее 20 кубометров. Помещения должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляций (безусловно, с поправками на современные реалии - тепловыделение от ПК нельзя сравнивать с таковым от ЕС ЭВМ). Для внутренней отделки интерьера помещений должны использоваться диффузно-отражающие материалы (зеркальные стены к таковым не относятся). В помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка.


Требования к освещению


Рабочее место должно располагаться сбоку от окна. Рекомендуется, чтобы свет падал слева от линии взора. Оконные проемы должны закрываться шторами либо жалюзи. Искусственное освещение должно осуществляться системой общего равномерного освещения, т.е. использование одних только настольных ламп недопустимо. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана или стола. В поле зрения пользователя не должно быть резких перепадов яркости. Тривиальное требование - чистку стекол оконных рам и светильников следует проводить не реже двух раз в год, перегоревшие лампочки необходимо своевременно заменять.


Организация рабочих мест


Расстояния между рабочими столами с мониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2 метров, а расстояние между боковыми поверхностями мониторов - не менее 1,2 м. При выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рабочие места следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5-2 метра.


Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины. Стул должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием.


Организация режима труда и отдыха


Правила предусматривают 3 группы пользователей, в зависимости от вида трудовой деятельности:

группа А - работа по считыванию информации

группа Б - работа по вводу информации

группа В - творческая работа


Суммарное время непосредственной работы с ПК - не более 6 часов за смену. На протяжении рабочего дня должны устанавливаться регламентированные перерывы. Продолжительность перерывов 10-20 минут. Продолжительность непрерывной работы с ПК без перерыва не должна превышать 2 часов. Во время перерывов целесообразно выполнять комплексы физических упражнений (список упражнений приводится в документе).


Упражнения для глаз необходимо проводить при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами:


Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.


Надеюсь, что этот небольшой свод из санитарных правил позволит читателю оценить адекватность организации своего рабочего места и режима труда. Помните, что профилактика - достаточно хлопотливый, но наиболее эффективный способ предупреждения заболеваний.


Владимир Волошин