Консультации
врачей онлайн
Задать вопрос врачу

Большие тревоги маленьких детей


Это тревожный ребенок. Таких детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Различают два типа тревожности: ситуативную и личностную.
Ситуативная тревога возникает как ответ на травмирующие ситуации, которые были в прошлом. А личностная является одной из черт личности, приобретенных еще в младенчестве.
Ситуативная тревога возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную травмирующую ситуацию. Это может быть развод родителей, переезд или тяжелая болезнь. У детей с неустойчивой нервной системой такую тревогу может вызвать любая мелочь: перестановка мебели, новая одежда и т.д.

Наличие личностной тревоги означает, что ребенку трудно довериться обстоятельствам и ожидать от окружающих чего-то хорошего. Такие дети ценят постоянство, предсказуемость и возможность контролировать свою жизнь. Они не уверены в себе, боятся совершить ошибку и попробовать что-то новое, с трудом выполняют задания в ситуации дефицита времени. Особенно трудно приходится такому ребенку в начальной школе, когда нужно в одночасье поменять образ жизни, привычки, научиться действовать по новым правилам и влиться в новый коллектив. Поэтому в школе тревожность становится серьезным препятствием для адаптации и успешной учебы.

Для улучшения самочувствия и коррекции тревожности ребенка специалисты рекомендуют комплексный подход:

Во-первых, следует постояно повышать самооценку ребенка. Специалисты советуют обращаться к ребенку только по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, обязательно отмечать их в присутствии других детей. Причем делать это следует искренне, ведь дети очень остро чувствуют фальшь.

Во-вторых, ребенка следует обучать умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Лучше чтобы он рассказал вслух о своих страхах или хотя бы нарисовал их на бумаге. Желательно, чтобы ребенок мог обсудить свои страхи с другими детьми. Так он поймет, что не одинок, и у других бывают те же проблемы.

В-третьих, очень способствуют избавлению от тревожности спортивные занятия, соблюдение режима дня и прием детских успокаивающих препаратов, например – «Тенотена детского». Этот препарат не вызывает вялости и заторможенности у ребенка, улучшает память и внимание, и следовательно – помогает ему учиться и быстро адаптироваться в новых коллективах и ситуациях.

На правах рекламы